Интервью Михаил LEBED Лебединец
Март 7, 2017 |
Интервью,
Новости Ev4ik
Киберспортивная организация Gamesys взяла интервью у Михаила LEBED Лебединца комментатора по Hearthstone!
— Привет Михаил, как настроение?
— Настроение как всегда — огонь. Терпимо-вдумчивое, скажем так.
— Итак, первый вопрос наверное слишком банальный, но все же. Как ты вообще пришел к комментированию? Почему твой выбор пал именно на Hearthstone?
— До этого я играл в Starcraft, играл в Доту, потом начал играть в Hearthstone, где у меня и появились определенные успехи. По стечению обстоятельств, студия Starladder тогда искала комментатора, я и решил попробовать. Прошел серию отборов, записывал пробные видео со своим голосом, комментировал различные матчи, в общем, показывал себя с разных сторон. И вот, в итоге все пришло к тому, что я уже полтора года являюсь комментатором студии Starladder.
— Где тебе больше нравится комментировать: в стенах родной студии или же на LAN-ах?
— Смотря что. Для меня это совершенно разное комментирование. Говоря откровенно, больше мне нравится комментировать на LAN-ивентах. Их у меня было несколько за это время — в Шанхае, в Киеве, в Минске. Огромный минус LAN-ов это усталость. Когда я комментирую в родной студии, я могу спокойно перекусить, взять кофе, я знаю что у меня свой режим и все хорошо: пришел, подготовился к эфиру, откомментил и пошел отдыхать. Если же, например, речь идет о каком-нибудь Шанхае, то ты прилетел, у тебя лютый джетлаг (синдром смены часового пояса — прим. автора), сильная усталость после 20-часового перелета и отходить начинаешь только к следующему дню, потому на LAN-е комментировать всегда сложнее. Но главным плюсом является то, что ты видишь игроков вживую, как они мыслят, обдумывают игру, готовятся, соответственно ты можешь донести больше информации зрителю. Так что, если подвести итог, я считаю что любое объективное и серьезное комментирование должно происходить с LAN-ивента. Ну или в крайнем случае всегда должен быть “засланный казачок” на LAN-e, который расскажет вам что с утра Orange-у было плохо, а Dr.Hippi вчера поругался с Xixo перед игрой, или же что журналисты поговорили с Naiman-ом и он сказал что очень боится своего оппонента. Такая вот инсайд-инфа просто необходима для комментирования, потому что на самом деле не важно какой матч — по Hearthstone-у, по доте или по футболу — таких вот неигровых моментов до, после и даже во время матча всегда достаточно много и они очень важны.
— Комментатор это довольно сложная профессия, как ты готовишься к эфирам? Часто ли случаются курьезы?
— Бывает что курьезы случаются, чаще всего это связано с организаторами турниров. Есть очень много турниров которые проводятся не самыми крупными организациями и бывает так, что неправильно высылают игроков которые играют, или неправильно высылают формат. У нас было такое, что мы начинали комментировать турнир, для которого организаторы выслали правила с указанным форматом Conquest, а тут вдруг “добрый день” и Last Hero Standing. Мы довольно долго ничего не могли понять и только под конец какого-нибудь бо5 осознаешь, что кто-то выиграл и остался на той же колоде, начинаешь думать что это Last Hero Standing, потом кому-то записывают техлуз и ты вообще не понимаешь что происходит. В общем да, всякие ситуации случаются. Насчет того, как готовлюсь к эфирам — зачастую просматриваю деклисты игроков, смотрю как они играли перед этим. Для самонастроя слушаю музыку — если нужно откомментировать какой-нибудь финал, то выбираю что-нибудь быстрое, агрессивное, то, что заряжает энергией, если же предстоит какой-то долгий эфир, например отборы, когда нужно комментировать 10-12 часов к ряду, то наоборот включаю что-нибудь более спокойное и уравновешенное.
— Каким, в твоем понимании, должен быть идеальный комментатор?
— Считаю, что комментатор должен очень очень хорошо разбираться в игре, для меня это Hearthstone. Конечно это не значит что комментатор футбола должен быть профессиональным футболистом, он не должен 20 лет стоять на воротах и уметь вытягивать мячи из девятки, нет. Если мы говорим об играх, где помимо аналитики решает скилл, как умение правильно делать финты ногами в футболе или умение подкрутить шар в бильярде, то безусловно комментатору не нужны все эти навыки. Но когда игра сугубо аналитическая, такая как Hearthstone, как шахматы, то комментатор должен разбираться в игре на высоком уровне и играть в нее постоянно, потому что представьте, что вы посадите человека, который 10 лет назад занимался шахматами и у него когда-то там был 3ий взрослый разряд, комментировать чемпионат мира по шахматам. Он не сможет передать зрителю все тонкости. Самое сложное в работе комментатора это правильно анализировать все те вещи, которые происходят в моменты пиков, банов, в моменты выбора стратегий, в моменты реализации контрольных матчапов. Это наверное то, чему я учился дольше всего. Объяснить приятелям-“задротам” что будет делать фризмаг против рено-варлока я могу, а вот объяснить, например, своей маме, которая никогда не играла в Hearthstone, что это вообще за матчап, что это за картонки и что тут надо делать это очень сложно и для этого нужно действительно неплохо понимать игру. Поэтому я считаю, что любой комментатор, который комментирует именно аналитическую игру, а не “скиллозависимую” — где решают руки, ноги и реакция, должен разбираться в игре и играть много.
— С комментированием закончили, перейдем к тебе. Твои стримы смотрит большое количество зрителей. Чувствуешь ли ты какую-то особую ответственность по отношению к аудитории?
— Если речь идет об ответственности за то, что я говорю, за какие-то свои мысли и идеи — нет, не чувствую, потому что каждый из нас волен говорить и делать то, что думает, если конечно речь не идет о каком-нибудь расизме или подобных вещах. В остальном — говори что хочешь, если тебе не нравится кто-то или ты не хочешь что-то делать — на здоровье, это твое право. Послушают тебя люди или нет — это уже их дело. Ответственность скорее в том, чтобы держать себя в каких-то рамках и соответствовать нормам морали внешнего мира, это да. А уж совсем фильтровать свою речь и не говорить вообще ничего спорного — нет, такого нету.
— Какие колоды ты предпочитаешь: агро или контроль?
— Все три года что играю в Hearthstone всегда играю на контроле, очень люблю контрольдеки. Мои любимые колоды это контроль-воин, хэндлок, некторые комбо-колоды на подобии фризмага. Ну и контрольприст, безусловно.
— Экспериментируешь ли ты с созданием новых деклистов на основе своих знаний и опыта или все-таки используешь уже проверенные варианты?
— Проверенных вариантов в Hearthstone на самом деле нет. Есть колоды, которые уже устаканились в мете, но даже в этих колодах зачастую можно найти несколько карт, которые ты можешь заменить сугубо под себя и свой стиль игры. Я создаю колоды тех классов, в которых я уверен — знаю, что спокойно могу декбилдить воина, приста, друида, варлока. Для классов, в которых я чувствую себя менее уверенно беру готовые деклисты.
— Можешь назвать свою первую легендарную карту? Есть ли у тебя любимая карта и если да, то почему именно она?
— Первой моей легендарной картой был Маг крови Талнос и я его распылил, потому что посчитал его абсолютно бесполезным. На тот момент я только начинал играть в Hearthstone, играл на зулоке, на мурлок-варлоке и в принципе Талнос был вообще не шибко популярен. Любимая карта это однозначно Громмаш Адский Крик, потому что это именно та карта, которая дает контроль-воину возможность не просто быть контрольдекой, но и идти в контратаку. Ты можешь защищаться на протяжении 15-20ти ходов, затем сыграть оппоненту Алекстразу в лицо и на следующий ход просто “выбить ему зубы”. Это то, за что я люблю контроль-воина 🙂
— Как ты относишься к нынешней мете? Чего ждешь от обновления?
— Тут немного с разных сторон подойду к этому вопросу. Как комментатору мне мета однозначно нравится. Кто бы что ни говорил, а играет сейчас 7 классов из 9. Я бы даже сказал 7.5, потому что паладинов мы все-таки тоже иногда видим, то есть по сути у нас мертв только хант. Мне интересно комментировать, интересно наблюдать за играми. Как игрок, который иногда принимает участие в турнирах, я также в целом доволен, потому что есть определенная плодородная почва, куда ты можешь высаживать собственные идеи. С точки зрения игрока ладдера могу сказать что мета довольно скучная, половина игр определяется на мулигане — когда ты видишь стартовую руку на варлоке против фейсвоина ты можешь сразу определить выиграешь или нет. Если у тебя с начала игры есть на руках Вестник рока, Адское пламя и, к примеру, Казакус, то вероятнее всего ты вынесешь фейсвара. Если же мы начинаем игру и у меня в стартовой руке Круговерть пустоты и Джараксус, то мне просто на 4 ход сломают лицо. Зачастую в ладдере нет времени на маневры, каждая конкретная игра сводится к поиску определенной карты или комбинации карт, и побеждает тот, кто найдет их быстрее.
От обновления очень жду замедления меты. Хотя бы чтобы меня не убивали на 4-6ый ход 🙂 Пусть это будет как в старые времена, те же фейс ханты, как в знаменитой песенке поется — “turn 7 lethal”, пусть этот летал прилетит от фейсколоды на 7-8 ход, пусть Претендент с уймой секретов придет на 6ой, чтоб у меня было время подготовиться. Тогда появится больше пространства для декбилдинга и реализации каких-то идей.
— Какую колоду ты считаешь самой сложной для освоения?
— Самыми сложными могу назвать две колоды, которые мне очень нравятся, но которые обе, к сожалению, уже ушли — это эхомаг, он же молтен-маг и хэндлок. Лично я считаю их самыми сложными колодами которые вообще были в истории Hearthstone. Из того, что осталось в нынешней мете, трудно выбрать самую сложную деку. Непростой фризмаг, малирога, но наверное мой выбор падет все-таки на жреца. Игрокам, которые только осваивают игру, очень тяжело разбираться не только со своей колодой, но и с колодой оппонента. Для того, чтобы играть на жреце тебе надо знать не только один класс — нужно знать все девять классов и понимать как они играют чтобы грамотно реализовывать карты с того же Драконида-шпиона или Украденных мыслей, поэтому я бы сказал, что в нынешней мете самая сложная колода это контроль-жрец. Именно не драконо-жрец, а фул контроль.
— Назови «топ 5» советов, которые помогут обычным игрокам. Что по твоему мнению может помочь им достичь высоких результатов в игре?
— Самая популярная проблема, с которой чаще всего приходят зрители на стримы это “я играю на 12 ранге и никак не могу выбраться оттуда, потому что все оппоненты лакерки” или “я регистрируюсь на турнир, мне не везет и я вылетаю в первых турах”. Для начала, прекратите обвинять игру, прекратите обвинять рандом, прекратите обвинять Бена Броуда, маму, бабушку и всех вокруг, постарайтесь увидеть свои ошибки. По опыту комментирования и общения с самыми топовыми игроками, могу сказать, что в каждой игре можно найти несколько миссплеев. Причем это будут миссплеи не в микроигре, то есть не в позиционировании существ на столе или в распределении урона, а в макроигре, в том, какую мы выбрали стратегию на игру, почему мы сейчас играем то или иное существо. Понятное дело, что есть игры, в которых вы вообще ничего не могли сделать по-другому, но как правило в каждой 2-3ей игре были какие-то вариации, был ход когда можно было действовать иначе, что привело бы к менее плачевному результату. Это первый и самый главный совет — перестать винить что-либо в своих неудачах.
Второй совет — не играть постоянно на одной и той же колоде, а стараться смотреть на игру с разных сторон. Если у вас есть проблемы с агроколодами и вы не можете их победить — лучшим решением будет самому взять агроколоду и наиграть на ней хотя бы сотню игр. Это делается для того, чтобы посмотреть сильные и слабые стороны деки, тогда вы будете лучше понимать как против нее действовать.
Третий совет — делать себе определенные разрядки. Кто-то после серии лузов выходить покурить, кто-то бегает по комнате и кричит, но в любом случае эти эмоции нужно выплеснуть, чтобы ты мог дальше садиться играть с трезвой головой. Сидеть, молчать и копить в себе недовольство приводит только к тому, что рано или поздно ты просто взорвешься и выйдешь из игры или начнешь, как это модно говорить в покере, тильтовать и проигрывать игру за игрой. Пожалуй, это главные советы, которые могу дать игрокам, так что на этом и остановлюсь.
— А что бы ты посоветовал новичкам-комментатором, есть ли верный способ стать таким же успешным как ты?
— Я точно не считаю себя успешным комментатором, есть комментаторы которые и правда успешные — по Доте, по КС, а Hearthstone пока что все-таки молодая дисциплина. В принципе, для комментаторов-новичков главное это две вещи: первое — чтобы вы были нужны. Студий, которые комментируют Hearthstone в данный момент мало. Когда ты начинаешь работать комментатором, тебе нужна почва и нужны те профессионалы, которые могут тебя вырастить — то есть чтобы тебе не бабушка говорила что ты вертишься в кресле и черная рубашка плохо сочетается с красным галстуком. Это должны делать люди, которые правда в этом шарят. Второе — как можно больше работать и смотреть эфиры бывалых комментаторов, пусть это даже будут комментаторы не киберспортивные, а обычные телевизионные, дикторы, смотреть за тем как они разговаривают, как у них поставлена дикция, где они делают акценты, какие они слова выделяют и прочие подобные штуки — это, безусловно, помогает.
— Сколько времени ты проводишь в игре? Расскажи о лучшем способе отдыха от работы.
— В игре я нахожусь постоянно, даже после эфиров играю в Hearthstone. В среднем это занимает у меня около 8-10 часов каждый день. Когда работаю, то помимо этого я в любом случае еще 3-4 часа играю. Лучший способ отдыха от работы.. Личные отношения, собака, книги, фильмы, квесты, интеллектуальные игры — это то, что я люблю.
— Как относятся родители к твоей работе? Поддерживает ли тебя твоя девушка?
— Моя девушка за 9 лет вместе уже привыкла, что мои увлечения, ставшие теперь работой, связаны с компьютерными играми. Как я уже говорил, сначала это был Старкрафт, потом Дота, теперь Hearthstone, так что она в принципе понимает что для меня это на первом месте. Родители тоже нормально относятся к моей работе. В конце концов, думаю любые родители довольны, если их ребенок благодаря законным и адекватным вещам имеет возможность обеспечивать себя самостоятельно и жить отдельно от них. Честно говоря, я не спрашивал у них что они думают конкретно насчет компьютерных игр, но в целом они более чем довольны.
— Какие планы на 2017 год? Есть ли шанс увидеть тебя как игрока или ты планируешь заниматься только комментированием?
— Комментировать, принимать участие в различных турнирах, стримить дальше. Каких-то глобальных изменений нету, планирую уверенно держаться в том русле, которое я выбрал. Так сложилось, что я не во всех турнирах имею право участвовать, потому что являюсь комментатором, но те турниры которые я могу играть я с удовольствием играю. Например, довольно неплохо я отыграл WESG и я буду очень рад если мне удастся сыграть еще несколько турниров.
— Кратко. Что ты думаешь насчет будущего Hearthstone? Чего нам стоит ожидать от Blizzard?
— Я думаю, ожидать стоит примерно того же, что мы видим сейчас: какие-то элементы рандома, чтобы в игре не было застоя и она вызывала эмоции, будь-то позитив или негатив — это повышает уровень обсуждаемости игры, о ней будут говорить. Пока мне видится довольно светлое и хорошее будущее Hearthstone, из-за того, что игра классического, самого популярного стиля “easy to play, hard to master”, то есть любая домохозяйка может очень легко установить на свой планшет Hearthstone, играть где-нибудь на 20 ранге в свое удовольствие и делать на аренах по 2 победы. И в то же время, намного сложнее стать успешным игроком, таким как Xixo или Pavel, для этого нужно знать такие тонкости игры, на изучение которых не хватит даже года.
— Спасибо Михаил, были рады пообщаться. С вами были Gamesys. Подписывайтесь на наш канал и группу в ВК, чтобы всегда быть в курсе всех событий игрового мира и не пропустить ничего интересного.